Академик Абел Аганбегян в своем интервью недавно заявил, что для перехода к устойчивому социально-экономическому росту, нужно повысить долю инвестиций в ВВП страны с 20% до 25% и долю «экономики знаний» — с 14% до 20%.
Под «экономикой знаний» понимается высший уровень развития постиндустриальной экономики, когда доминирующими факторами производства являются человеческий капитал и знания (термин был введен в оборот Фрицом Махлупом в 1962 г.).
По мнению российского ученого, нынешние показатели способны поддерживать в лучшем случае стагнацию, а в худшем — рецессию в экономике. Увеличение инвестиций обеспечит 3–4% рост ВВП страны. Для достижения темпов роста развивающихся стран в размере 5–6% ежегодно (а они могут быть достигнуты к 2030 году) требуется повысить удельный вес инвестиций в экономику знаний до 30%.
Почему российская экономика до сих пор оставалась невосприимчивой к инновациям, ведь сделано было очень многое? За последние годы появились особые экономические зоны в регионах, наукограды, начали вводиться различные стимулы для развития ИТ-компаний.
Дело в том, что большинство инициатив до сих пор носили точечный характер, их оказалось недостаточно для формирования в стране инновационной среды.
Российская наука не научилась своевременно реагировать на новые вызовы, стоящие перед обществом и государством, несмотря на то, что расходы бюджета в этой сфере росли. По данным Счетной палаты, в 2020 году только по числу патентных заявок страна отставала от США почти в 16 раз, а от Китая — в 38.
Налоговые режимы в основном определялись географическим фактором, а не фактом инноваций. В России создано более 30 особых экономических зон, которые были задуманы с целью увеличения налоговых поступлений в регионы, развития технологичных производств (расходы бизнеса, работающего на этих территориях, примерно на 30% ниже показателей по стране).
Затраты на НИОКР в частном бизнесе растут медленно, единичные прорывные разработки почти всегда являются предметом личной заинтересованности собственников бизнеса. Как следствие, наблюдается неравномерность инновационной активности в отраслях. Бизнесу не удалось наладить взаимодействие с научными организациями, выявить отраслевые приоритеты развития, стать лидером изменений. Отчасти это также связано с тем, что исследования являются достаточно капиталоемким направлением, позволить которое себе могут далеко не все компании.
Накопление и коммерциализация научных разработок происходит сложно. Критическая масса технологичных стартапов и венчурных инвесторов не успела сформироваться.
Россия серьезно отстает от других стран по объему инвестиций в инновации. За последний год инвестиции в ИТ-стартапы сократились в десятки раз. По данным Skolkovo Fintech Hub, в 2021 г. стартапы «Сколково» привлекли 39 млрд рублей, а в 2022 г. только 140 млн рублей.
На венчурном рынке растет средний чек. Привлекать такие инвестиции сейчас возможно только на поздних стадиях развития проекта, под идею сейчас деньги никто не дает. Мало кто инвестирует в инновационные проекты, ориентированные на внутренний рынок. По своим продуктам мы видим, что интерес представляют те, что изначально были заточены для работы на глобальном рынке.
В дальнейшем привлечь инвестиции от инвесторов станет еще сложнее.
В новых геополитических условиях, когда глобальная экономика стала замедляться, инновации станут ключом к экономическому лидерству страны. Правда, для его достижения потребуется в ускоренном темпе решить задачи, которые оставались без подвижек в более спокойные годы.
Создание эффективной инновационной среды требует комплексного подхода, который должен объединять налоговые стимулы, поиск других способов стимулирования инноваций для повышения конкурентоспособности бизнеса, развитие рынка долгосрочных инвестиций. Это означает, что глобально преломить ситуацию можно только при поддержке государства.
Стимулы для бизнеса должны выйти на первый план. Инновационным компаниям нужна возможность для поиска прорывных решений, и не только на рынках своего присутствия. Важно стимулировать частный бизнес вкладывать в инновационные технологии.
Должна также сформироваться прослойка предпринимателей, для которых инновационный продукт является приоритетом. Именно их продукты рождают спрос, а не наоборот. Мы одними из первых в России увидели запрос страховых компаний на новое решение — автоматическую оценку технического состояния авто. Выйдя с ним на рынок, мы смогли найти ему применение в других отраслях — в такси, корпоративном транспорте, добавляем новые компоненты для использования его в каршеринге.
Рынок венчурных инвестиций России должен получить стимул к развитию, росту активности корпоративных фондов, способных набирать портфель технологичных проектов, а также консультантов, бизнес-ангелов.