Основатель финтех-компании «Финолаб.ру» (резидент «Сколково») Евгений Антохов — о том, как сервисы дистанционной оценки технического состояния автомомобилей изменят отрасли и подстегнут развитие экономики
— Евгений, как вы оцениваете уровень развития инновационной среды в России?
— Уверен, что устойчивый социально-экономический рост может быть достигнут только за счет развития инновационной среды. Более того, технический прогресс сегодня — это не только вопрос развития экономики, но и странового лидерства. В целом государственная политика в сфере развития инноваций ведется достаточно масштабная. Появились особые экономические зоны в регионах, наукограды, начали вводиться различные стимулы для развития ИТ компаний. Однако этих инициатив оказалось недостаточно, большинство из них носили точечный характер.
— Каким должен быть путь развития инноваций, на ваш взгляд?
— Недостаточно изобрести. Никола Тесла изобрел электрическую энергию, но не сумел донести ее до людей. Нужно уметь комбинировать изобретения и инновационный фокус с компанией, через которую ты можешь это коммерциализировать и передать людям.
Вот как раз решить задачу коммерциализации научных разработок многим компаниям оказалось не под силу. Единичные прорывные разработки почти всегда являются предметом личной заинтересованности собственников бизнеса. Масштабного взаимодействия с научными организациями бизнесу до сих пор не удалось наладить. Отчасти потому, что исследования являются достаточно капиталоемким направлением, позволить которое себе могут далеко не все компании. Отсутствием исследований, кстати, объясняется неравномерность инновационной активности в различных отраслях экономики.
Бизнес нуждается в понятных и предсказуемых правилах игры. Нужно сделать упор на возврат и рост доверия инвесторов и предпринимателей в инновационном секторе. Развивать обмен знаниями, научными разработками на глобальном рынке. Мир науки и бизнеса не перестал быть глобальным из-за санкций. Только в кооперации с международным научным и бизнес сообществом, можно достигнуть успеха в переходе от сырьевой модели экономики к инновационной.
— Какие технологии, на ваш взгляд, являются наиболее перспективными?
— Как инвестор, я делаю ставку на искусственный интеллект, он полностью изменят глобальную экономику.
Сейчас технологии искусственного интеллекта позволяют снижать операционные расходы, существенно улучшать сервис компаний в разных индустриях. Ожидания от систем, использующих технологии на основе искусственного интеллекта, растут с каждым годом, расширяются области их применения.
Продукты нашей компании на основе искусственного интеллекта достаточно широко используются в российской финансовой отрасли. Среди них — полноценный кредитный конвейер с использованием машинного обучения и скоринговые модели для финансовых организаций.
В этом году мы вышли на рынок с новым продуктом CarDamageTest — это сервис дистанционной оценки технического состояния автомобилей на основе нейронных сетей и классического machine learning. Сервис определяет 11 классов повреждений на 24 сегментах автомобилей.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о новом решении?
— Рынок сервисов дистанционной оценки технического состояния автомобилей очень молодой. Над разработкой таких решений в настоящее время работают страховые и консалтинговые компании в разных странах. Наш сервис CarDamageTest был предложен на рынок в этом году.
Такого рода сервисы имеют большую перспективу, именно с ними связывают следующий большой шаг в части автоматизации работы страховых компаний.
По разным оценкам, российский сегмент сервисов дистанционной оценки технического состояния автомобилей к 2025 году может составить 1,5 млрд рублей.
— Как появилась идея автоматизировать процесс осмотра повреждений автомобиля?
— Решение проблемы дистанционной оценки транспортных средств требовалось бизнесу и автовладельцам уже давно.
Много сложностей у страхователей до сих пор связано с оформлением ОСАГО или КАСКО, еще более длинным и непростым процессом оказывается оформление страховых выплат после ДТП. Водители, которые пользуются сервисами каршеринга, сталкиваются с требованиями возместить небольшие поломки или повреждения автомобиля, к которым они не были причастны.
Изменения требовались и для бизнеса. Компании научились работать с большими массивами данных, ищут возможность снижения издержек в дальнейшей автоматизации бизнеса.
Мы следим за инновациями, много общаемся с клиентами на страховом, автомобильном рынке. Поэтому одними из первых в России увидели запрос на новое решение — автоматическую оценку технического состояния авто.
— Готов ли сервис для промышленной эксплуатации?
— Да, продукт уже доступен на российском рынке. CarDamageTest доступен в виде приложения для мобильных устройств и API, которое интегрируется в IT-систему заказчика.
Сервис уже сейчас имеет конкурентные показатели на глобальном рынке. На обработку запроса по оценке одного автомобиля требуется всего несколько минут. Точность классификации повреждений нашим сервисом достигает 91%. По нашим оценкам, мы занимаем сейчас второе место в мире по этому показателю в нише дистанционной оценки повреждений авто.
По сравнению с ведущими мировыми компаниями, представляющими свои решения в данной сфере, мы имеем фактически тот же функционал и при этом обеспечиваем более высокую точность результатов оценки автомобилей.
— Каким будет дальнейшее развитие сервиса?
— Осенью 2022 года мы запустили мобильное приложение CarDamageTest. Ядро приложения еще находится в разработке, но базовый функционал доступен уже сейчас. Приложение доступно для скачивания во всех магазинах — AppStore, Google Play, и их российских аналогах.
Сейчас идет разработка ряда инновационных решений для расширения сервиса: возможности оценки технического состояния такси и корпоративного транспорта, добавляются новые компоненты для использования его в каршеринге.
— Какие новые решения стоит ждать от «Финолаб.ру» в ближайшей перспективе?
— Я рассматриваю наш сервис дистанционной оценки технического состояния автомобиля как часть большого инфраструктурного проекта. В планах — создание полноценной цифровой бизнес-экосистемы для автовладельцев и компаний, работающих в автомобильном бизнесе.
Эко-системы — одна из наиболее эффективных бизнес-моделей, их число будет только расти. По прогнозам консалтинговой компании McKinsey, к 2025 году более 30% мирового дохода будут получены бизнес-экосистемами.
Бизнес-экосистема для автомобилистов станет своего рода коммуникатором между клиентом и различными компаниями и организациями, услугами которых клиент намерен воспользоваться. Преимуществом системы для клиента станут экономия средств и времени, защита от мошенничества, поддержка колл-центра.
Страхование автомобиля, кредиты под залог автомобиля, продажа автомобиля, оценка стоимости ремонта, заказ комплектующих и выбор автосервиса, использование каршеринга, таможенный досмотр, а также хранение истории оценок состояния автомобиля, информирование о сроке прохождения техосмотра, возможность быстрого контакта со специалистами технического сервиса, страховых и кредитных организаций, персонализированные предложения о покупках в фирменных магазинах — эти и многие другие направления станут частью новой бизнес-экосистемы.
Ядро экосистемы — сервис CarDamageTest по оценке внешних повреждений автомобиля уже является в этом случае готовым решением.