Все последние годы у российского бизнеса растет запрос на инновационные решения, однако научным разработкам по-прежнему сложно выйти на окупаемость. О том, как может выглядеть этот баланс, на какие решения велик спрос и что сдерживает коммерциализацию научных разработок в интервью TelecomDaily рассказал основатель финтех-компании «Финолаб.ру» Евгений Антохов.
— Мы знаем мало примеров экономик, которые изначально были восприимчивыми к инновациям. Не всегда инновации приносят прибыль. На ваш взгляд, кто должен нести ответственность за производство и расширение применения инноваций?
— В мире уживаются разные модели взаимодействия государственного сектора, науки и бизнеса. По данным ЮНИДО, крупнейшее число высокотехнологичных патентов в США и в Японии приходится на компании, в Китае — абсолютное преобладание университетов.
Как правило, именно предпринимательский сектор выступает двигателем экономики и носителем инновационных идей. Между государством и предпринимателем возникает своего рода гражданский договор. Государство создает предпосылки для реализации знаний и навыков в собственных проектах компаний, а предприниматель в ответ предоставляет возможность пользоваться результатами его наработок.
В России предпринимательскую деятельность осуществляют порядка 20% экономически активного населения. (Для сравнения в Германии, Японии, Израиле, доля МСП в ВВП доходит до 50–60%, в Китае превышает 60%). Еще меньшая доля российских предпринимателей готова заниматься генерацией новых знаний, инвестировать в междисциплинарные исследования и разработки.
Подружить науку с бизнесом в полной мере тоже пока не удалось. Связано это в том числе с тем, что исследования являются достаточно капиталоемким направлением, позволить и себе могут далеко не все предприниматели. К тому же бизнес часто считает, что ученые занимаются не теми разработками, а учёные в свою очередь уверены, что бизнес по большому счету не заинтересован в инновациях.
Потребуется больше времени для развития инновационной среды. Российские компании проходят пик интереса к программам цифровой трансформации, корпоративным акселераторам. В то же время довольно слабо реализован потенциал венчурных фондов, технологических партнерств. Очевидна необходимость усилий государства по созданию специальных условий для развития инноваций.
— Насколько удачно проходят трансформацию компании, которые сделали ставку на инновации?
— За два года пандемии технологии стали ключевым инструментом в перезагрузке российского бизнеса. Многие компании прошли путь цифровой трансформации, который раньше мог растянуться на несколько лет.
Все больше компаний начинают использовать искусственный интеллект для повышения эффективности бизнес-процессов. Мы, например, успешно вывели на рынок в 2022 году новый продукт для страховых компаний, такси и каршеринга CarDamageTest — это сервис дистанционной оценки технического состояния автомобилей на основе нейронных сетей и классического machine learning. Сервис способен определить 11 классов повреждений на 24 сегментах автомобилей, а точность классификации повреждений достигает 91%.
Такого рода сервисы, связанные со снижением издержек и развитием клиентского сервиса, имеют большой потенциал на российском рынке. Например, страхователи сталкиваются со сложностями при оформлении ОСАГО или КАСКО, еще более длительным и непростым оказывается процесс оформления страховых выплат после ДТП. К водителям каршеринга часто предъявляются требования о возмещении расходов на небольшие поломки или повреждения автомобиля, к которым они не были причастны.
К трансформации готов и сам российский бизнес. Компании учатся работать с большими данными и ищут инновации критичные для развития основного бизнеса с тем, чтобы приобрести дополнительные конкурентные преимущества.
— Можно ли уже приобрести CarDamageTest на российском рынке?
— Да, CarDamageTest доступен в виде приложения для мобильных устройств и API, которое интегрируется в IT-систему заказчика. Количество скачиваний приложения растет ежемесячно на 40%.
Мы продолжаем развивать продукт, к началу 2023 года он прошел новый этап развития. Появились новые возможности, более совершенный алгоритм обработки данных. Получая фото- и видеоматериалы со смартфона автовладельца, мы научились в различных условиях выполнять качественную оценку автомобиля – независимо от наличия снега, грязи, яркого солнца с бликами и неравномерной освещенности.
Благодаря исследованиям и применению лучших практик Deep Learning сегодня мы успешно сегментируем подавляющее большинство марок и моделей автомобилей.
— Как дальше планируется развивать новый сервис?
— Я рассматриваю наш сервис дистанционной оценки технического состояния автомобиля как часть большого инфраструктурного проекта — полноценной цифровой бизнес-экосистемы для автовладельцев и компаний, работающих в автомобильном бизнесе. Уверен, что только экосистема способна предложить автовладельцу лучший продукт, адаптировать предложение персонально под него.
— Какие еще продукты предлагает на российском рынке «Финолаб.ру»?
— У нас есть несколько финтех-продуктов на основе искусственного интеллекта, которые мы уже несколько лет успешно предлагаем для компаний финансового сектора. Среди них — полноценный кредитный конвейер с использованием машинного обучения и скоринговые модели.
— На ваш взгляд, как будет дальше развиваться цифровая конкуренция?
— Нужно признать, что в России пока не сформировались бренды, в полной мере ассоциированные с цифровой трансформацией. При этом уже наметился некоторый кризис доверия, вызванный определенным уровнем информационной шумихи вокруг инноваций. В результате компании стали вести более тщательный отбор разработчиков, ориентируясь на команды с опытом в профильной сфере.
Все больше компаний будут переходить к модели поиска решений под конкретный запрос бизнеса и его точечного удовлетворения. Альтернатива для разработчиков — это работа с крупными системными участниками рынка по таким запросам, консультирование в случае нестандартных задач.